Урок эффективен только тогда, когда в процессе общения, взаимодействия учителя и ученика возникает творческая искра. Нет искры – нет ни свободы, ни творчества, ни открытости, ни качества. Я убеждена, что любые технологии, частные методики срабатывают только там, где созданы условия совместной деятельности учителя и ученика.
Основная идея моей деятельности как учителя истории следующая: учить истории надо так, чтобы ребенку захотелось изучать историю.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Часто начинаю урок с мини-разминки, мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно допущенные ошибки в тексте. Уроки оживляю шутками, стихами, историческими анекдотами, заданиями на внимание, заданиями с занимательным сюжетом и т.п.
Приведу примеры таких уроков: в ходе изучения темы «Внешняя политика Екатерины II» урок начинаю стихами:
"Гром победы, раздавайся, веселится храбрый Росс! Звучной славой украшайся: Магомета ты потрес! Воды быстрые Дуная уж в руках теперь у нас. Храбрость россов почитая, Тавр под нами и Кавказ. Уж не могут орды Крыма рушить наш покой. Гордость низится Селима, и бледнеет он с луной… Славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!”- писал известный русский поэт XVIII века Гавриил Романович Державин.
Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику. Екатерина II сформулировала свои собственные «правила управления»:
1. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
2. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям.
XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства. На политическом небосклоне ярко блеснули две звезды, два Великих политика – Петр I и Екатерина II.
Итак, друзья мои, тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины Второй». Сегодня на уроке мы с вами выясним основные направления внешней политики, рассмотрим, как решалась одна, пожалуй, самая важная внешнеполитическая задача, остальные же мы изучим на следующем занятии.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.
Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины, мы с вами выясним в конце урока.
А сейчас, ребята, вспомните, пожалуйста, какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в период правления Петра I и в «эпоху дворцовых переворотов»…
Или фрагмент урока «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва», в конце урока учащимся предлагается задание на внимание: «ученик плохо слушал на уроке и сделал много ошибок. Помогите ему исправить ошибки». Здесь можно предложить текст с ошибками или интерактивный тест, где в одном столбце перечислены даты и имена исторических деятелей, а в другом столбце – исторические факты и события.
Часто использую такие приемы, как инсерт и синквейн. Учащиеся уже хорошо знакомы с правилами их составления и с большим успехом выполняют эти задания.