Суббота, 18.05.2024, 05:48Приветствую Вас, Гость

Портфолио историка

Моя педагогическая философия


«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим»
Джордж Оруэлл, автор романа «1984»


Великий Конфуций говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», а мы – живем… Во времена нестабильности лишь история служит практическим подтверждением того, что наступит завтра.

Сегодня сложилась такая ситуация, что именно знание истории становится основой для культурного возрождения и развития России. А потому цель, стоящая перед учителем истории, такова: учить детей осваивать опыт прошлых поколений, уметь применять «уроки истории» для анализа современности.

Сейчас в  класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания.  У каждого -  свой мир, подчас очень разный,  и моя задача  как учителя - ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным.

Большая, трудная задача: как развить  способности ребенка, поддержать интерес, дать задания  соответствующего уровня сложности.

Я всегда стремлюсь выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечаю каждый их успех. Стараюсь  быть чистосердечной в своей оценке и щедрой на похвалу. Главное –  видеть и уважать в ребенке Личность.

На уроке я всегда «рядом» с учеником, а не «над» ним. И моя задача увлечь, «заразить», своих учеников историей, развить в них креативность, стремление к разгадкам тайн исторической науки. 

Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то  новое – вызвать ожидание нового.

На практике это выглядит следующим образом.

В 5-6 классах  использую ролевые игры: дети показывают сцены из жизни древних народов,  праздники и обычаи русичей. В ходе игр ребята начинают осознавать, почему данный народ занимался той или иной деятельностью,  приобщаются к основам  мировой культуры.

В 7-ом классе ученики «участвуют» в Ассамблее времен Петра I, выступают в роли заговорщиков эпохи дворцовых переворотов, выбирают царя на Земском соборе 1613 года, и выбор не всегда в пользу Романовых!

Восьмиклассники представляют интересы своих стран на Венском конгрессе, разрабатывают конституционные проекты для России в царствование Александра I.

Благодаря такой системе уроков к 9-ому классу большая часть учеников способна выразить свою точку зрения на события прошлого, и, что гораздо важнее – оценить современность.

В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я  нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк.

Основными направлениями  своей педагогической деятельности считаю:
во-первых, обновление содержания образования.

В моей практике это выглядит так: знакомлю детей с новыми открытиями, концепциями и теориями, например, сегодня многих волнуют российско-украинские отношения. Я заинтересовалась темой вхождения Украины в состав Российской империи в 1654 г. и опубликовала статью о Переяславской раде. Кроме этого, я являюсь участником проекта «Молодежь – в малый бизнес» по программе «Соседство Литвы, Польши и Калининградской области РФ» при поддержке Евросоюза. Разработала программу элективного курса «Основы предпринимательской деятельности» для уч-ся старших классов. С точки зрения старшеклассников, данный курс является весьма успешным. Мои ученики приняли активное участие в VI Международном конкурсе работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности», а также -  во Всероссийском интеллектуально-творческом конкурсе «Общий дом». По его результатам ученица 8 «л2» класса Штукель Анастасия (с гордостью добавлю, -  моя дочь!) стала победительницей, а шестеро учеников 6-х классов – призерами.

Вторым направлением моей педагогической практики является проектная деятельность учащихся. Назову самые яркие проекты последних лет: «Война в истории моей семьи», «Восточно-Прусская операция 1945 года», «Путь к звездам».

Третье направление - поиск и использование современных эффективных технологий преподавания – это и применение ИКТ, в частности, технологии контрольно-обучающего тестирования Hot Potatoes;  и технологии образования в глобальном информационном сообществе – ТОГИС; и технологии критического мышления, здоровьесберегающих технологий.  Все это позволяет достичь хороших результатов обучения, что отражено в презентации. Кроме того, я систематически прослеживаю динамику качества знаний своих учеников.

Четвертым направлением своей деятельности считаю проведение интегрированных уроков. Это и уроки истории и литературы, например, анализ поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в ходе изучения темы  «Отмена крепостного права в России», или «литературная гостиная» - «Хромая собака».  Это уроки истории и географии, к примеру, уроки-путешествия  - «Кругосветное путешествие Крузенштерна», «Открытие Антарктиды»  и др., истории и математики, физики, химии при изучении темы «Научные открытия российских ученых и достижения деятелей культуры XVIII - XX веков».

Пятым, но не последним по значимости, направлением своей практики считаю внеклассную работу по предмету. Она способствует развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует углублению знаний.

Совместное увлечение историей позволяет нам совершать экскурсии и путешествия, как по Калининградской области, так и за ее пределами. (За последние два года я вместе с моими учениками побывала во многих музеях нашего города и области, в замке Шаакен, в Янтарном и Балтийске, в оздоровительном пансионате «Зеленая горка» в городе Сочи (в рамках программы оздоровления школьников), в Берлине и Потсдаме.

Закончить я бы хотела следующей мыслью: путь педагога тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в знаниях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, на городском,  региональном и заключительном этапах  Всероссийской  олимпиады школьников, испытываю гордость и понимаю, что не ошиблась в выборе жизненного пути.

Хочу пожелать всем своим коллегам:

• Вдохновляйте своих учеников на добрые поступки!
• Пробуждайте у школьников умственный голод!
• Дайте возможность гордиться собой!


Галина Штукель,
учитель истории и обществознания
МОУ лицея № 23 города Калининграда


Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
ЛИЦЕЙ №23 г.Калининграда

ПОРТФОЛИО лицея №23
г.Калининграда


СОНЕТ учителей Калининграда

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Юрия Чурляева

ОФИЦИАЛЬНО
Министерство образования
Калининградской области


Калининградский областной
институт развития образования


Школьные олимпиады Калининградской области
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0