Великий
Конфуций говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», а мы – живем…
Во времена нестабильности лишь история служит практическим
подтверждением того, что наступит завтра.
Сегодня сложилась
такая ситуация, что именно знание истории становится основой для
культурного возрождения и развития России. А потому цель, стоящая перед
учителем истории, такова: учить детей осваивать опыт прошлых поколений,
уметь применять «уроки истории» для анализа современности.
Сейчас
в класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем
развития, разных национальностей и разного вероисповедания. У каждого
- свой мир, подчас очень разный, и моя задача как учителя - ничего
не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное,
помочь ему быть успешным.
Большая, трудная задача: как развить способности ребенка, поддержать интерес, дать задания соответствующего уровня сложности.
Я
всегда стремлюсь выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и
отмечаю каждый их успех. Стараюсь быть чистосердечной в своей оценке и
щедрой на похвалу. Главное – видеть и уважать в ребенке Личность.
На
уроке я всегда «рядом» с учеником, а не «над» ним. И моя задача увлечь,
«заразить», своих учеников историей, развить в них креативность,
стремление к разгадкам тайн исторической науки.
Всякое
обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный
интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять
– заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к
действию, прежде чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового.
На практике это выглядит следующим образом.
В
5-6 классах использую ролевые игры: дети показывают сцены из жизни
древних народов, праздники и обычаи русичей. В ходе игр ребята
начинают осознавать, почему данный народ занимался той или иной
деятельностью, приобщаются к основам мировой культуры.
В
7-ом классе ученики «участвуют» в Ассамблее времен Петра I, выступают в
роли заговорщиков эпохи дворцовых переворотов, выбирают царя на Земском
соборе 1613 года, и выбор не всегда в пользу Романовых!
Восьмиклассники
представляют интересы своих стран на Венском конгрессе, разрабатывают
конституционные проекты для России в царствование Александра I.
Благодаря
такой системе уроков к 9-ому классу большая часть учеников способна
выразить свою точку зрения на события прошлого, и, что гораздо важнее –
оценить современность.
В наше сложное время учитель
обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный
уровень. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных
подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк.
Основными направлениями своей педагогической деятельности считаю:
во-первых, обновление содержания образования.
В
моей практике это выглядит так: знакомлю детей с новыми открытиями,
концепциями и теориями, например, сегодня многих волнуют
российско-украинские отношения. Я заинтересовалась темой вхождения
Украины в состав Российской империи в 1654 г. и опубликовала статью о
Переяславской раде. Кроме этого, я являюсь участником проекта «Молодежь
– в малый бизнес» по программе «Соседство Литвы, Польши и
Калининградской области РФ» при поддержке Евросоюза. Разработала
программу элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»
для уч-ся старших классов. С точки зрения старшеклассников, данный курс
является весьма успешным. Мои ученики приняли активное участие в VI
Международном конкурсе работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности»,
а также - во Всероссийском интеллектуально-творческом конкурсе «Общий
дом». По его результатам ученица 8 «л2» класса Штукель Анастасия (с
гордостью добавлю, - моя дочь!) стала победительницей, а шестеро
учеников 6-х классов – призерами.
Вторым направлением моей педагогической практики является проектная деятельность учащихся. Назову
самые яркие проекты последних лет: «Война в истории моей семьи»,
«Восточно-Прусская операция 1945 года», «Путь к звездам».
Третье
направление - поиск и использование современных эффективных технологий
преподавания – это и применение ИКТ, в частности, технологии
контрольно-обучающего тестирования Hot Potatoes; и технологии
образования в глобальном информационном сообществе – ТОГИС; и
технологии критического мышления, здоровьесберегающих технологий. Все
это позволяет достичь хороших результатов обучения, что отражено в
презентации. Кроме того, я систематически
прослеживаю динамику качества знаний своих учеников.
Четвертым
направлением своей деятельности считаю проведение интегрированных
уроков. Это и уроки истории и литературы, например, анализ поэмы
Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в ходе изучения темы «Отмена
крепостного права в России», или «литературная гостиная» - «Хромая
собака». Это уроки истории и географии, к примеру, уроки-путешествия
- «Кругосветное путешествие Крузенштерна», «Открытие Антарктиды» и
др., истории и математики, физики, химии при изучении темы «Научные
открытия российских ученых и достижения деятелей культуры XVIII - XX
веков».
Пятым, но не последним по значимости, направлением своей
практики считаю внеклассную работу по предмету. Она способствует
развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует
углублению знаний.
Совместное увлечение историей позволяет нам
совершать экскурсии и путешествия, как по Калининградской области, так
и за ее пределами. (За последние два года я вместе с моими учениками
побывала во многих музеях нашего города и области, в замке Шаакен, в
Янтарном и Балтийске, в оздоровительном пансионате «Зеленая горка» в
городе Сочи (в рамках программы оздоровления школьников), в Берлине и
Потсдаме.
Закончить я бы хотела следующей мыслью: путь педагога
тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в знаниях своих
учеников, их успехи в классе, родной школе, на городском, региональном
и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников, испытываю
гордость и понимаю, что не ошиблась в выборе жизненного пути.
Хочу пожелать всем своим коллегам: