ТЕХНОЛОГИЯ "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" НА УРОКЕ
Стремлюсь построить обучение таким образом, чтобы «убедить» мозг ребенка в необходимости усвоения информации, создать условия мотивации, которые повышают для психики «ценность» получаемых на занятиях знаний, позволяют сохранить эту информацию надолго.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование креативных качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе, для умения ориентироваться в современном мире мне позволяет реализовать использование технологии «Развития критического мышления», сориентированной на сотрудничество учителя и учащихся, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. В рамках данной технологии учащиеся реализуют свои потребности и возможности учиться решать проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки своей собственной деятельности.
Развитие критического мышления совмещает идеи свободного воспитания, творческого саморазвития личности, деятельностного подхода к обучению, принципы личностно-ориентированного образования, а также идеи эвристического обучения. Это универсальная, проникающая технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности реализуют на практике развивающие и воспитательные цели.
Например, организую работу учащихся с «тонкими» и «толстыми» вопросами:
«ТОЛСТЫЕ»
ВОПРОСЫ
«ТОНКИЕ»
ВОПРОСЫ
1.Объясните, почему…
1.Кто?
2.Почему вы так считаете?
2.Что?
3.В чем различия?
3.Когда?
4.Что будет, если…
4.Мог ли?
5.Дайте 2-3 пояснения…
5.Было ли?
6.Что общего…
6.Верно ли?
В конце урока, за пять минут до звонка, предлагаю детям альтернативное задание: написать эссе по изученной теме, дать описание картины (на выбор учащихся). Каждый ученик определяется со своим заданием, выполняет его письменно, впоследствии все работы оцениваются. Так, например, в ходе изучения темы «Передвижники. Бытовой жанр» ученица 8 «Л»2 класса Мария А. дала такое описание картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»:
«Перед нами - десять бурлаков на раскаленном песке. Жарко. Душно. Просторы Волги, берег с сухими корягами, баржа на неподвижной воде – все это решительно отодвигается на задний план. А вперед выступают десять героев картины, чей труд по тяжести не знал себе равного. Каждый человек в движении, в состоянии острого эмоционального напряжения. Десять характеров, десять судеб вплетены в бурлацкую бечеву. Один смахивает пот с лица, у другого руки висят, как плети. Они сильны эти руки, но сила утекает из них бесследно и бессмысленно. В центре группы – мальчик. Он полон сил. Но бредет юный бурлак в самой гуще поникших фигур, в гуще людей, уже надломленных жизнью. То же будет и с ним, как бы говорит художник. Он тоже станет рабом, впряженным в ярмо. Жарко. Душно. Безысходно».
Урок эффективен только тогда, когда в
процессе общения, взаимодействия учителя и ученика возникает творческая
искра. Нет искры – нет ни
свободы, ни творчества, ни открытости, ни качества. Я убеждена, что любые
технологии, частные методики срабатывают только там, где созданы условия
совместной деятельности учителя и ученика.