«Слово - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей», - писал Л.Н. Толстой.
Огромное значение в работе с родителями школьниковсистема сотрудничества. имеет заранее продуманная и четко организованная
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме "школа-семья". Это взаимодействие я осуществляю по следующим направлениям: главным направлением сотрудничества с родителями является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников.
Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для бесед. Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистический материал делают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.
Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
Так совместно с родителями были обсуждены следующие темы: «Значение режима дня в жизни школьника», «Что делать, если ребенок говорит «Не хочу», «Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности», «Компьютер – друг или враг моему ребенку?», «Здоровье ребенка – залог успешности в учении», «Права и обязанности ребенка в семье» и другие.
Следующим направлением в организации сотрудничества с родителями является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Для этого знакомлю родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Знакомлю родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам, в первую очередь, это знакомство с Уставом МОУ лицея №23, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.
Большое внимание уделяю традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе, знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, как ведется работа с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
С первых дней работы с классом знакомлю родителей с перспективами развития детского коллектива и даю возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Родительский коллектив класса знакомлю с планом воспитательной работы, создаю условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях.
Так, в данном направлении были проведены такие мероприятия: «Праздник рождения класса», встреча с администрацией и социально-психологической службой лицея, беседа с родителями на тему "Традиции класса, которым быть", «День открытых дверей в классе» с демонстрацией достижений детей, родителей и учителей-предметников.
Очень значимым направлением своей деятельности классного руководителя считаю коррекционную работу, главным назначением которой является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Индивидуальную коррекционную работу провожу в семьях, в которых растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в классе бывает очень трудным, и моя задача состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны, сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
В коррекции нуждаются и неблагополучные семьи, а также семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов.
Четвертым важным направлением в своей работе классного руководителя считаю диагностику.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе с классом может быть предварительной (проводится при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий), оперативной (в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом и с родителями) и итоговой (проводится в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях).
Диагностические материалы могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает мне возможность выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Большую помощь в организации воспитательной работы мне оказывает диагностика детей с помощью теста Н. Г. Лускановой, модифицированного Даниловой: «Определение школьной мотивации». С помощью этой диагностики определяются основные учебно-воспитательные задачи моей работы в качестве классного руководителя.
Так в ходе проведенного мной мониторинга в начале учебного года было выявлено, что 87% моим учащихся нравится в школе, а 13% - не очень; всего 14% детей идут в школу с хорошим настроением, 82% - с разным, а 4% - хотели бы остаться дома. Проанализировав данные результаты, я поставила перед собой первую задачу:
-заинтересовать ученика, сформировать у каждого желание и потребность в получении знаний, работать над тем, чтобы у детей появился интерес, чтобы школьная жизнь для моих учеников стала средством самовыражения и утверждения себя как значимой личности среди окружающих.
Я стремлюсь, чтобы ребенок, которого я учу, смотрел на мир восторженными, широко раскрытыми глазами; чтобы он ощущал радость бытия, «жить хотел и жизнь любил», как герои В.М.Шукшина.
83 % детей часто рассказывают своим родителям о своей школьной жизни, о своих успехах и неудачах, 17% - редко, что указывает на конфликтные зоны в отношениях между родителями и детьми. Поэтому возникает вторая задача, над решением которой необходимо работать:
-формирование родительского и собственного авторитета, воспитание уважения к родителям и окружающим. Оказание своевременной помощи детям и родителям в выходе из трудных, проблемных и конфликтных ситуаций.
89% моих воспитанников считают, что имеют много друзей в классе, а 11% - мало; 95% нравятся одноклассники, а 5% - не очень; 7% имеют завышенную самооценку, а 15% - не желают или не могут расширить круг своего общения, ввиду этого необходимым становится решение третьей задачи:
- работа по формированию дружного, сплоченного коллектива, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования,взаимодействия с окружающими, навыков работы в группе и коллективе.
Как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплочённым, творческим?совместная творческая работа, формирующая качества творческого человека. Поэтому работу по сплочению детского коллектива я начинаю с изучения талантов, интересов, увлеченностей детей. По-моему мнению, ничто так не сплачивает и не сближает, как Выступая в качестве координатора, помощника, я стараюсь вовлечь всех своих детей в бурную захватывающую школьную жизнь, нацеливая их на достижение самых высоких результатов. Так, мой класс принял самое активное участие в празднике «Посвящение в лицеисты», в Дне лицея, к которому родители класса приготовили костюмы и декорации, в акции «Милосердие» для детей сирот из пос. Б. Исаково и в ежегодной акции помощи и поддержки пожилых людей. Кроме этого, мои ученики участвовали в конкурсе «Школьная весна», конкурсе патриотической песни, в субботниках.
|