Одной из проблем обучения была и остается проблема объективности оценки знаний учащихся.
Сегодня в России и в других странах мира идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Существующая, по сути, 4-х бальная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).
Такая ситуация затрудняет индивидуализацию обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой. Что часто имеет психотравмирующий характер.
Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.
Считаю, что система оценивания:
• должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык;
• должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов);
• должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся;
• в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя;
• должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы;
• система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
В процессе своей педагогической деятельности я заметила, что, если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться.
Весь комплекс современных методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку.
Обучение должно быть нацелено на успех! Я всегда стремлюсь выражать детям
одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечаю каждый их успех. Стараюсь быть чистосердечной в своей оценке и щедрой на похвалу. Главное – видеть и уважать в ребенке Индивидуальность.
Подавляющее большинство учеников стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы.
Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде, чем объяснять – заинтересовать, прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде, чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового.
На своих уроках я формирую у детей навыки самоконтроля через обучение приемам анализа, умение видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы, через формирование критического отношения школьников к результатам своей работы. Учитывая возрастные особенности школьников, их индивидуальность, тот факт, что ученики учатся и у других детей, и у педагога, воспитываю в школьниках веру в себя, в свои способности, умение видеть себя со стороны, слушать и слышать других.
Стараюсь дать возможность каждому школьнику поработать в позиции «учителя» по отношению к другому. На своих уроках создаю атмосферу взаимопомощи и сотрудничества. Так повышается учебная мотивация, формируется способность понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого человека.
Посильность требований, возможность исправить оценку, прозрачность и гласность результатов, недопущение боязни перед низкой оценкой дают возможность достигнуть высоких результатов обучения.
Я очень рада тому, что мои ученики умеют красиво спорить по правилам, основанным на взаимном уважении, делиться мнениями, отстаивать свою точку зрения.